Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области
Приложение к приказу Комитета Ленинградкой области по обращению с отходами от 17.12.2021 № 19 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области».
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области (далее – территориальная схема) разработана в целях организации комплексной системы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на территории Ленинградской области в соответствии со статьями 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем».
Основные положения территориальной схемы базируются на документах стратегического планирования Российской Федерации, включая Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 1662-р, Стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденную приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 (далее - Стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами).
Территориальная схема обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами и реализацию положений Стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в порядке их приоритетности:
1. максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
2. обработку, утилизацию и обезвреживание отходов в целях получения из отходов вторичных ресурсов, возвращаемых в хозяйственный оборот, и снижения класса опасности захораниваемых отходов; безопасное захоронение отходов, обеспечивающее минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Территориальная схема содержит:
- данные о нахождении источников образования отходов с нанесением источников их на карту Ленинградской области;
- данные о количестве образующихся отходов;
- данные о целевых показателях по обработке, утилизации и размещению отходов;
- данные о нахождении мест накопления отходов (контейнерных площадок);
- данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, их технических характеристиках, проектах строительства и модернизации объектов по обращению с отходами;
- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- схему потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- схему потоков твердых коммунальных отходов из других субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурга) на объекты обращения с отходами, расположенные на территории Ленинградской области.
РАЗДЕЛ 1. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ
1.1. Наименования источников образования отходов
Источник образования отходов – объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, территория (часть территории) поселения, на которых образуются твердые коммунальные отходы.
В территориальную схему включена информация о источниках образования отходов. В Приложении 1 (таблица 1, таблица 2) указаны источники образования отходов в жилищном фонде, в Приложении 2 указаны источники образования отходов, за исключением объектов жилищного фонда. В Приложении 2.1 представлено графическое отображение источников образования отходов.
Несколько зданий и строений могут рассматриваться как единый источник образования отходов, в случае если они расположены на одном земельном участке, имеют общее назначение или общего владельца, и в их отношении заключен один общий договор, предусматривающий накопление и вывоз (транспортирование) отходов.
Жилые дома, не отнесенные к многоквартирным домам, и хозяйственно-бытовые постройки на одном с ними земельном участке, расположенные в пределах одного поселения, городского округа (района городского округа), объединяются в одну группу. Садовые, огородные, дачные участки, относящиеся к одному некоммерческому партнерству, объединяются в группу садовых участков.
Встроенное нежилое помещение выделяется в виде отдельного источника образования твердых коммунальных отходов в случае, если это встроенное нежилое помещение в многоквартирном доме или у такого помещения имеется собственник, отличный от собственника всего здания и оплата коммунальных услуг осуществляется непосредственно собственником такого помещения или его представителем.
В отношении сельскохозяйственных отходов, отходов строительства сноса и грунтов в качестве источника образования отходов указывается соответствующий земельный участок.
Адрес источника образования отходов указывается в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (далее - ФИАС). При объединении жилых домов в группу жилых домов указывается район городского округа, а при объединении садовых участков – адрес некоммерческого партнерства.
В источнике образования отходов могут образовываться один или несколько типов отходов. В рамках установленных типов отходы классифицируются в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного кадастра отходов» (далее - ФККО). При этом к твердым коммунальным отходам, в том числе относятся отходы, классифицируемые в ФККО как отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению. Количество твердых коммунальных отходов, образующихся в здании, строении, сооружении оценивается как сумма количества твердых коммунальных отходов, образующихся во всех входящих в состав такого объекта помещениях.
РАЗДЕЛ 2. ДАННЫЕ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РАЗБИВКОЙ ПО ВИДАМ И КЛАССАМ ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ (в ред. Приказа от 13.12.2023 № 13)
Перечень отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», представлен в таблице 1.
Сведения об образовании отходов производства и потребления предоставляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения
об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», утвержденной приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее - форма 2-ТП (отходы). Государственным органом, осуществляющим прием отчетности по форме 2-ТП (отходы), является Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора.
Сведения об образовании отходов производства и потребления на территории Ленинградской области за 2022 год, представленные Северо-Западным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, содержатся в Приложении 3.
РАЗДЕЛ 3. ДАННЫЕ О НАХОЖДЕНИИ МЕСТ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Приказа от 03.05.2024 № 6)
Комитетом Ленинградской области по обращению с отходами с 2019 года в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 № 368 (далее – Государственная программа), городским и сельским поселениям Ленинградской области предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в частности на мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В рамках Государственной программы в период с 2019-2022 гг. на территории Ленинградской области построено более 3,2 тыс. контейнерных площадок, а в период 2021-2022 гг. закуплено более 3,7 тыс. емкостей для накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область» от 24.04.2018 г. региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивает внедрение раздельного накопления по видам отходов в соответствии с действующим законодательством.
Раздельный сбор твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области организован в 14 муниципальных районах (Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Кировский, Ломоносовский, Лужский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский, Киришский) и Сосновоборском городском округе.
В период 2021-2022 гг. обеспечено участие Ленинградской области в федеральной программе софинансирования мероприятий по приобретению органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области контейнеров для раздельного накопления отходов в рамках мероприятий регионального проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ленинградская область)», входящего в состав национального проекта «Экология» (далее – региональный проект). Таким образом, для нужд Ленинградской области по итогам 2022 года закуплено и установлено на местах (площадках) накопления 1194 емкости для раздельного накопления твердых коммунальных отходов (в 2021 году – 915 шт., в 2022 году – 279 шт.).
Актуальная информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области представлена в Приложениях 4.4.1-4.4.18 (в редакции Приказа от 03.05.2024 № 6):
Графическое отображение мест накопления отходов приведено в Приложении 4.1.
В Приложении 4.2 приведена информация о местах накопления отработанных источников питания.
В Приложении 4.3 приведена информация о местах раздельного накопления отходов.
Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с нанесением их на карту Ленинградской области размещены в разделе 12 территориальной схемы «Электронная модель территориальной схемы».
РАЗДЕЛ 4. ДАННЫЕ О МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ (в ред. Приказа от 13.12.2023 № 13)
Ленинградская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 ноября 2019 года. Правительство Ленинградской области выстраивает работу по совершенствованию региональной системы обращения с отходами в соответствии с приоритетами государственной политики, закрепленными Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р.
На территории Ленинградской области стратегический приоритет развития отрасли обращения с отходами направлен на увеличение доли отбора полезных фракций для последующего их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот. Отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области разрабатывается комплекс мер поэтапного ухода от практики размещения на полигонах Ленинградской области отходов, не прошедших производственный цикл предварительной обработки (сортировки) и извлечения полезных фракций (вторичных материальных ресурсов) и перехода на принципы циркулярной экономики.
Реестр действующих объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ленинградской области, представлен в Приложении 5 (таблицы 1-4):
- таблица 1 Перечень организаций, осуществляющих размещение отходов производства и потребления;
- таблица 2 Перечень организаций, осуществляющих обработку отходов производства и потребления;
- таблица 3 Перечень организаций, осуществляющих утилизацию отходов производства и потребления;
- таблица 4 Перечень организаций, осуществляющих обезвреживание отходов производства и потребления.
В Приложениях 5.1-5.1.4 представлена информация об объектах обезвреживания, утилизации и размещения отходов животноводства:
Данные о нахождении объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов с нанесением их на карту Ленинградской области размещены в разделе 12 территориальной схемы «Электронная модель территориальной схемы».
РАЗДЕЛ 5. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, РАЗМЕЩЕНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ НА ПЕРИОД 2020-2024 гг.
Стратегической целью государственной политики Российской Федерациив области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразияи природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей средыи обеспечения экологической безопасности.
Приоритетами государственной политики Ленинградской области, как субъекта, в сфере обращения с отходами является создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 %, увеличение доли отбора из общей массы твердых коммунальных отходов полезных фракций для последующего их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот и снижение объема отходов, направляемыхна полигоны, в два раза.
Инструментом достижения стратегических целей Ленинградской области приоритетов развития, установленных стратегией социально-экономического развития Ленинградской области, стратегических целей и показателей плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области является Государственная программа Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 368 «О государственной программе Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области» (далее - Государственная программа).
Цель Государственной программы - обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды Ленинградской области, в том числе за счет предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В рамках Государственной программы разработана подпрограмма «Обращение с отходами» (далее - Подпрограмма), целью которой является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Государственной программой, в том числе и Подпрограммой, установлены следующие целевые показатели (индикаторы):
- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов.
В Ленинградской области в рамках Государственной программой, в том числе Подпрограммы, целевой показатель (индикатор) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов не установлен.
Целевые показатели по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов представлены в Таблице 2.
РАЗДЕЛ 6. БАЛАНС КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Указаны сведения за 2022 год, представленные Северо-Западным межрегиональным Управлением Росприроднадзора, содержатся в Приложении 6.
РАЗДЕЛ 7. СХЕМА ПОТОКОВ ОТХОДОВ ОТ ИСТОЧНИКОВ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ ДО ОБЪЕКТОВ ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОТХОДОВ И ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
Графическое отображение схемы потоков твердых коммунальных отходов от мест (площадок) накопления до объектов обращения с отходами содержится в приложениях 7, 8, 9, а также в разделе 12 территориальной схемы «Электронная модель территориальной схемы» .
РАЗДЕЛ 8. ДАННЫЕ О ПЛАНИРУЕМЫХ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫВЕДЕНИИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ (в ред. Приказа от 13.12.2023 № 13)
В Таблице 5 представлены данные о планируемых строительстве, реконструкции объектов обращения с отходами.
В Таблице 6 представлены данные о планируемых к выводу из эксплуатации объекты размещения ТКО.
РАЗДЕЛ 9. ОЦЕНКА ОБЪЕМА СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ. ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
В Таблице 7 представлены в сведения об объеме необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию объектов обращения с отходами (в ред. Приказа от 13.12.2023 № 13).
РАЗДЕЛ 10. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023 г. - 2027 г. (в ред. Приказа от 07.06.2024 № 9)
РАЗДЕЛ 11. СВЕДЕНИЯ О ЗОНАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ
Территория Ленинградской области является единой зоной деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В зону деятельности регионального оператора входят все источники образования твердых коммунальных отходов и места их накопления на территории Ленинградской области.
РАЗДЕЛ 12 ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ
Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области представлена здесь.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Приложение 1. Источники образования отходов в жилищном фонде (таблица 1, таблица 2);
2. Приложение 2. Источники образования отходов за исключением объектов жилищного фонда;
3. Приложение 2.1. Графическое отображение источников образования отходов.
5. Приложение 4.1. Графическое отображение мест накопления отходов;
6. Приложение 4.2. Места накопления отработанных источников питания;
7. Приложение 4.3. Данные о нахождении мест раздельного накопления отходов;